Простое перечисление того, что было сделано за последние пять лет, покажет, как Большой театр перешел от одной политической и экономической системы, в которой он жил десятилетия, к другой - абсолютно новой, в которой главное переход от абсолютной автократии в либеральной демократии.

1. ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ

Если раньше принятие решений зависело от воли вышестоящего руководства, то отныне все артисты и работники Большого театра были переведены на контрактную систему, которая обеспечивает четкое изложение обязательств и прав работников и театра, четкое определение их взаимоотношений без какого-либо диктата. Контрактная система также дала дополнительные возможности значительно увеличить оплату артистов и служащих. С тех пор ни один артист не ушел из Большого театра, не уехал окончательно на Запад.

2. СОСТАВЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА

Изменение репертуарной политики и составление перспективных репертуарных планов. Раньше план спектаклей составлялся только на один месяц. Это создавало нервную атмосферу: артисты не знали заранее, будут ли они задействованы, в скольких спектаклях, каких и когда. Теперь репертуарный план Большого на весь следующий сезон составлялся и утверждался весной (в результате впервые в России Большой стал печатать красочную иллюстрированную репертуарную книжку на весь сезон).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Сам "социалистический" принцип главных балетмейстеров, дирижеров, режиссеров, сценографов был отвергнут. Каждое творческое подразделение отныне стал возглавлять художественный руководитель, призванный управлять им и отвечать за высочайшее качество и уровень как артиста, так и всего спектакля. Постановка новых спектаклей Большого теперь осуществляется постановщиками, приглашенными и утвержденными Художественным Советом театра (в который помимо художественных руководителей театра вошли такие видные деятели культуры, как Б.Покровский, И.Архипова, И.Антонова). Разнообразие названий в репертуаре Большого - 16 новых оперных постановок и 14 балетных за эти пять - лет говорит само за себя: Мстислав Ростропович, Олег Шейнцис, Питер Устинов, Джорж Баланчин, Джером Роббинс, Пьерр Лакотт, Алексей Ратманский, Михаил Кисляров и др. Кроме того, было предложено к постановке много новых современных работ и авторов.

Композиторы писали музыку по заказу Большого, так например, была написана опера "Капитанская Дочь" М.Коллонтай-Еромолаевым. Прошло немыслимое количество благотворительных концертов и вечеров, более внимательно стали относиться к памяти и чествованию легендарных имен Большого. Впервые ветераны Большого получили возможность приходить на генеральные репетиции новых постановок театра, чтобы увидеть эти новые работы.

4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ и СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

За последние пять лет была создана система рекламы Большого и работы с прессой. С 1997 года в театре в таких подразделениях театра, как музей, литературно-издательский, репертуарный, не говоря уже о творческих коллективах и администрации, начинается компьютеризация архивов и данных о труппе, артистах и т.д.

Был создан новый отдел театра "Пресс-служба", с которого началось внедрение новых, в том числе компьютерных технологий, в работе театра. Прежде всего были созданы русские и английские версии компьютерной базы данных с биографиями артистов, историей театра и его творческих коллективов, актуальной информацией о деятельности театра, был создан полнокровный официальный Вебсайт Большого в Интернете (www.bolshoi.ru) на русском и английском языках, представляющий собой мини-энциклопедию театра с самыми последними новостями, обновляемыми еженедельно. Началась систематическая работа с прессой и по связям с общественностью.

Появилась профессиональная видеостудия Большого театра, ведущая видеоархив театра, используемый не только в рекламных целях, но и для коммерческого выпуска видеокассет. В течение несколько лет студия вела на канале "Культура" передачу о Большом "15-й подъезд", инициатором и автором которой был В.Васильев. Всего за это время было сделано и показано более 50-ти программ. Также киновидеостудия отвечала за переговоры с телевизионными каналами и организацию прямых трансляций спектаклей Большого театра.

Изменились и значительно расширились публикационные и рекламные материалы Большого - вышли новые выпуски качественно нового журнала "Большой театр", репертуарная книжка на весь сезон, пресс-буклеты и информационные листы.

5. РЕКОНСТРУКЦИЯ.

В сентябре 1995 года Мэром Москвы Юрием Лужковым и Владимиром Васильевым был заложен первый камень в строительство филиала театра, велась непрерывная работа по привлечению внимания правительства и возможных доноров к проблемам финансирования хода реконструкции. Для этого пытались реанимировать и активизировать сотрудничество с ЮНЕСКО, полагая, что авторитет этой международной организации поможет в этом деле. Были проведены встречи с Ген.директором ЮНЕСКО Ф.Майором, затем в 1998 году организован Руководящий комитет для проведения международной кампании по сбору средств на реконструкцию Большого. По просьбе этого комитета международной аудиторской кампанией "Артур Андерсен" был проведен аудит финансовой деятельности Большого, чтобы сделать ее "прозрачной". Были проведены несколько встреч этого Комитета. К сожалению, все эти действия не принесли никаких ощутимых финансовых результатов. Чтобы оживить фандрейзинговую кампанию и привлечь к ней внимание по инициативе Васильева был проведен Международный День солидарности с Большим театром.

Что касается концепции самой реконструкции Васильев неоднократно подчеркивал, что театр - не музейный экспонат, и главное в театре - его душа, т.е. труппа и тот творческий процесс, которым она занимается.

Необходимо при реконструкции сохранить исторический облик экстерьера Большого и его зрительской части, особенно зрительного зала, создав при этом более благоприятные условия для зрителей (система кондиционирования, коридоры на ярусах, гардеробы, буфеты, санузлы, спецместа для инвалидов, паркинги), в то время как вся скрытая глазу зрителя техническая и "кулуарная" часть должны быть коренным образом перестроены по последнему слову техники для создания максимального удобства для работы и творчества труппы.

К финансированию реконструкции и ее проектов Васильев, ни как директор театра, ни как частное лицо, никакого отношения не имел. Это был вопрос взаимоотношений Правительства России и Московского Правительства.

6. СПОНСОРСТВО

В новой экономической ситуации Большой театр был вынужден искать новые методы по расширению репертуара, сохранению артистов в труппе и развитию во всех остальных направлениях. За эти пять лет в Большом театре при поддержке спонсоров, которые дали средства благодаря имени Васильева, появились новые постановки: балеты "Укрощение строптивой", "Лебединое озеро", "Жизель", "Послеполуденный отдых Фавна", опера "Любовь к трем апельсинам" и др.

Чтобы систематизировать работу со спонсорами Васильев инициировал и принимал большое участие в создании новой ассоциации "Клуб друзей Большого театра". При помощи этого Клуба (компания "Роснефть") в 1999 году прошли успешные широкомасштабные гастроли оперы и балета в Лондоне (впервые в истории театр выехал в полном составе), был проведен первый в истории театра Новогодний благотворительный бал (который состоялся исключительно благодаря настойчивости и энтузиазму Васильева), состоялись разнообразные благотворительные гала-концерты и вечера.







© 2000 Enter ®   Hosted by Domenus