Васильев в XXI веке

 

Встречу нового века и тысячелетия Владимир Васильев, как один из символов века уходящего, не мог пропустить, не придумав особого праздника.  Новогодний бал «Большой-2000» — встреча Нового года в стенах Большого театра стала поистине историческим событием. Праздник получился уникальным. Впрочем, как и последовавший за ним юбилейный гала-спектакль Васильева, который сам же он придумал и поставил 18 апреля 2000 года. Вслед за этим были еще и триумфальные гастроли балета Большого в Вашингтоне, Нью-Йорке и далее по США, потом Большой на один день откроет свои двери для уникального концерта оркестра Ла Скала с Р.Мути, исполнившими 9-ю симфонию Бетховена.

Но в это же время где-то в кулуарах власти уже было принято решение о том, что Большому театру Васильев больше не нужен.  Официальной причиной назвали «кризис в Большом».

По радио и ТВ объявили об изменении в структуре руководства Большого театра, при котором пост Васильева был упразднен.

Сильный человек – он достойно выдержал и этот удар. Ни интервью, ни слов обиды —  ушел молча. Просто снова окунулся в работу, в творчество. Через несколько недель после ухода из театра ему позвонили из Рима и предложили сыграть Чайковского в новом балетно-драматическом спектакле Б.Менегатти «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» в Римской опере.  Васильев на римской сцене играл Чайковского, читал Шекспира на итальянском и Пушкина на русском. В 2001-м была Япония, и премьера яркого, красочного, полного жизни и огня «Дон Кихота» в постановке Васильева в труппе Токио балета. Через год — снова «Ромео и Джульетта», теперь с М.Ростроповичем и Литовским балетом с новой мультимедийной сценографией в Валенсии, потом постановка «Ромео» в Театре Мунисипал в Рио-де-Жанейро, и вновь перелет через океан в Италию, где ждали его танцев в «Аиде» для новой постановки Франко Дзеффирелли на Арене ди Верона (2002). В перерыве председательство на Первом балетном конкурсе в Риме. А еще через месяц постановка своей версии «Паганини» для театра Архентино (через год она будет перенесена в Оперный театр Дрездена, а в 2008-м –во Флоренцию).

Осенью 2002 г. по просьбе челябинского театра Васильев передал им свою «Золушку». А в 2006 «Золушка» появилась и в Воронежском театре. С этим спектаклем воронежский балет отправился в большое турне по Америке. В Центр Колледже штата Кентукки Васильеву был присвоено звание Почетного профессора гуманитарных наук. Правда,  до этого Васильев успел поставить в США свой небольшой балет «Прогулки» Ж.-Ф.Рамо для Метрополитен Классикал балет (2005). За этим последовал балет «Балда» для Перми (2006), хореография для фильма «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, с которым он очень сдружился на съемках. Открытие сезона в Ла Скала в декабре 2006 ознаменовалось грандиозной премьерой «Аиды» Франко Дзеффирелли, в которой блестящая хореография Владимира Васильева получила особое признание и зрителей, и критиков.

В 2008 году Большой театр отозвался на все, что сделала для него его звездная пара, особым событием, которое стало подарком для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева к 50-летию их творческой деятельности. Юбилейный марафон был начат Воронежским театром, который поставил в честь этого события балет «Анюта», где спустя много лет Васильева уговорили снова выйти на сцену в роли Петра Леонтьевича. Эстафету перенял Пермский театр с гала-концертом в день рождения Васильева, и конкурс «Арабеск», специально посвященный их юбилею. Наконец, Большой театр объявил о фестивале в честь юбилея своей великой пары, в который вошли спектакли «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Жизель», «Анюта». Выступали ученицы Максимовой, а в роли Петра Леонтьевича в «Анюте» – снова сам Васильев. Фестиваль венчал грандиозный гала-концерт с участием отечественных и зарубежных звезд, исполнивших фрагменты балетов, в которых блистали в свое время эти две легенды Большого. Они оба были счастливы, и особенно Екатерина Максимова накануне своего 70-летнего юбилея. По ее словам, этот фестиваль был для нее важнее, чем собственный юбилей. Так случилось, что это был последний совместный праздник.

В 2009 году случилось несчастье – ушла из жизни сначала мама, а через месяц любимая жена и партнерша. Снова спасла работа. Через два месяца после этой трагедии Васильев поставил в Красноярском театре балет «Анюта» и сам выступил на премьере, посвятив этот спектакль своей безвременно ушедшей спутнице жизни. Словно по трагическому совпадению, спектакль начинается отпеванием умершей жены Петра Леонтьевича. Сцена в исполнении Васильева была столь пронзительна и реальна, что вызвала слезы не по вымышленным персонажам, а по этой трагически разлученной паре. Но в отличие от своего героя в чеховском сюжете, Васильев не потерял себя. Его рабочий график не оставлял ему пауз. Только одно перечисление сделанного впечатляет: 2009- сентябрь – премьера его нового одноактного балета на музыку Г.Гетти «Заклятие рода Эшеров» в мультимедийном сценическом оформлении, созданным по его эскизам. И сразу Бразилия — постановка «Жизели» к десятилетнему юбилею школы, ноябрь -гала-концерты артистов Большого по Сибири к столетию Улановой, декабрь- Италия и создание хореографии для постановки «Травиаты» Франко Дзеффирелли в Римской опере. В январе 2010 два грандиозных гала, придуманных им в Большом и Мариинском на празднование столетии Улановой, в феврале Берлин и фестиваль «Танцолимп», в марте снова Бразилия – юбилей школы и премьера его «Жизели». Оттуда — напрямую в США, где в Нью-Йорк Сити Центре при полном аншлаге прошел международный гала-концерт в честь самого Васильева к его юбилею. Звезды балета из Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина, Рима и, конечно, России приехали поздравить мастера. В финале гала зрителей ждал подарок: Балладу номер один Ф.Шопена Васильев поставил и исполнил сам в память о Кате. На этот раз его партнершей в 9-минутной миниатюре стала совсем юная 18-летняя артистка Большого Дарья Хохлова. После этого номера многие из присутствующих в переполненном зале поклонников и даже совсем незнакомых зрителей плакали. Через день после концерта Васильеву вручили премию «Либерти» за вклад в развитие отношений между США и Россией. После Нью-Йорка в апреле в Пермь на открытие «Арабеска» — впервые без его бессменного Председателя жюри Е.Максимовой. Конкурс был посвящен ее памяти, он открылся гала-концертом в день юбилея Васильева. А в мае – открытие театральной выставки Улановой в Петербурге, организованной Фондом Улановой под его руководством, и сразу Париж — там российским Фондом Людвига Нобеля, лауреатом и членом Почетного Совета которого он является, было подготовлено красивое чествование его семидесятилетия с выставкой его живописи. В июне вновь выставка живописных работ в Петербурге, а в июле в Угличе, и сразу в Воронеж для постановочных репетиций балета «Макбет». В сентябре – репетиции новой оригинальной постановки «Красного Мака» Р.Глиэра, в октябре – чествование юбилея Васильева в Донецке и Воронеже, премьера там же «Макбета», запись на Радио России радиоспекталя «Вешние воды» И.Тургенева в главной роли Санина, и участие в качестве режиссера и чтеца в концерте памяти Валерия Гаврилина с оркестром В.Федосеева, перелет на Кубу для чествования тройного юбилея – Алисии Алонсо, Галины Улановой и собственного юбилея, который кубинский балет устроил в Гаванском театре. А с Кубы через Москву — снова в Сибирь, в Красноярск для подготовки премьеры «Красного мака» снова в память об Улановой к ее столетию в рамках Первого российского балетного Форума, на котором он также возглавил жюри балетного конкурса. В декабре –родной Дом Актера устроил в его честь очень теплый вечер с поздравлениями друзей-актеров с юбилеем, похожий на многие такие вечера когда-то для них двоих с Катей. К этому вечеру вышла первая небольшая книжка с отрывками его воспоминаний, а также стихами и живописью «Картинки памяти».

А для Кати в день ее рождения 1 февраля 2011 г. – он сам провел вечер ее памяти «Катя» в Доме Музыки. И снова репетиции и работа с драматическими актерами и Владимиром Зельдиным над новой постановкой «Танцы с учителем» к 95-летию этого легендарного артиста в Театре Армии.

Потом — Афины и начало работы над постановкой балета «Дон Кихот». Его премьера состоялась в марте 2011 года, а через неделю с невероятным успехом прошла премьера балета «Балда» в Московском детском музыкальном театре им.Н.Сац, где в первом отделении Васильев выступил в роли чтеца пушкинской «Сказки о Царе Салтане» с оркестром. В феврале Васильев как режиссер и ведущий успел поставить ностальгически пронзительный вечер «Унесенные ветром» с оркестром «Вивальди» п.у. С.Безродной и известными драматическими актерами. В апреле — Самара и новая премьера «Анюты», которую еще через два месяца возобновили и в Казани. Но перед этим в Петербурге Васильев успел открыть фотовыставку французских фотографов – поклонников таланта их дуэта, снимавших их спектакли за рубежом. А в мае в лондонском Колизее состоялся гала-концерт с участием российских и зарубежных звездных исполнителей в честь столетия Галины Улановой, поставленный В.Васильевым. Подобный концерт с участием российских и итальянских звезд уже рамках года России-Италии он подготовил через несколько месяцев в Римской опере.

Не оставляло его своим вниманием и телевидение. На первом канале Илья Авербух буквально уговорил Мастера возглавить жюри нового проекта «Болеро», в котором первые звездные имена балета Москвы и Петербурга в паре с фигуристами – российскими чемпионами вышли на состязание в танце на полу в специально поставленных для них лучшими хореографами номерах. И восемь вечеров телезрители наслаждались нестандартными и всегда точными комментариями любимого артиста. В это же время Васильев берется за свой собственный многотрудный телепроект- многосерийный фильм о своем поколении – как ведущий, сценарист, режиссер и продюсер. В консерватории снова с оркестром «Вивальди» прошел вечер музыки в кино, в котором Васильев прочел монолог шекспировского Короля Лира так волнующе выразительно, что сразу получил приглашение от телеканала «Культура» на запись вечера поэзии в проекте «Послушайте!», в котором он читал стихи самых разных авторов и эпох по своему вкусу и выбору. В перерыве Васильев еще успел на несколько дней съездить в закрытый город Саров к ученым-ядерщикам на свою выставку живописи и творческий вечер. И вновь конкурсы – Танцолимп и Арабеск – теперь уже имени Максимовой, и постановка грандиозного гала в честь столетия Пушкинского музея на основной сцене Большого театра, перелет в Одессу на собственный творческий вечер, и сразу в Сеул, чтобы возглавить там жюри конкурса, постановка одноактного балета «Франческа да Римини» П.И.Чайковского на трех солистов Большого для американского фестиваля и, вечера «Балетные шедевры в оперной классике» в Воронеже, и балета «Дом у дороги» на Алтае. И снова – бесконечная череда концертов, конкурсов, постановок, и других самых неожиданных проектов – он востребован, его любят и ждут в разных уголках планеты.

Начало 2014 года ознаменовалось активной подготовкой к постановке гала-концерта в Большом театре 4 февраля в честь юбилея Е.С.Максимовой, которая совпала по времени с репетициями церемонии Открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, в которой Васильев выступил в роли отца Наташи Ростовой (С.Захарова) в сцене «Первый бал Наташи Ростовой», поставленной Р.Поклитару.

И уже с июля 2014 года началась огромная работа по постановке, которая была заветной мечтой Васильева на протяжении более 30 лет – Мессы Си минор И.С.Баха для балета, хора и оркестра Государственного Татарского театра оперы и балета. Идея Мессы возникла у Васильева в Риме, и задумал он ее для площади Ватикана с международным составом еще в конце 80-х. Он даже успел обсудить ее с итальянскими политиками – но, как это бывало и раньше, дальше разговоров и обещаний дело не сдвинулось. И вдруг директор Татарского оперного театра Р.С.Мухаметзянов с очень сильной труппой и оркестром предложил к юбилею В.В.Васильева поставить  этот феерический спектакль у них в театре. В течение года с перерывами Васильев проводил репетиции с хором, оркестром, балетом, солистами.

В промежутке – в декабре 2014 Васильев поставил впервые свою версию полного спектакля, с которым был связан всю профессиональную жизнь – «Щелкунчик» для учащихся школы Большого театра в Бразилии.

И вот в апреле 2015 года к своему 75-летию Васильев представил свой такой своевременный спектакль «Dona Nobis Pacem.Даруй нам мир» сначала в Казани, а потом и в день своего юбилея на сцене Большого театра в Москве. Это был незабываемый для него праздник.

А осенью этого года участие Васильев в нескольких программах проекта телеканала «Культура» — «Большой балет» сделало их яркими, запоминающимися благодаря его точным характеристикам и замечаниям, и даже показам.

Конечно, не все, что хотелось, ему удалось реализовать. Не суждено было претвориться в жизнь его идее создания мирового центра танца в Петербурге, которую они обсуждали и даже разрабатывали с Собчаком в 90-е годы, а потом в течение пяти лет в 2000-е – с московскими властями. Остались неосуществленными феерическое оперно-балетное действо «Кармен» и балетно-симфоническое — на тему исторических хроник о кровавом музыкальном гении ХVI века Карло Джезуальдо, не поставлена и не снята «Пышка» и «Блуждающие звезды», не идет балет «Ромео и Джульетта» в Вероне, а «Дон Кихот» на площадях Барселоны.